POLITIC

Еретические записки об экономике

 În română.      

Поверьте, мне неловко об этом говорить, но истина дороже. В период бурного роста экономик Японии, Кореи, Китая, Тайваня коррупция была не просто внушительной, она была исполинской. И это ничуть не азиатская черта, в Соединённых Штатах середины ХХ века всё было точно так же. Я понимаю, что выгляжу как открытый враг рода человеческого, но что делать – такова реальность. И я не знаю примеров, когда бы стремительный рост экономики не сопровождался буйной коррупцией.

          Скажу больше – борьба с коррупцией сама по себе не приводит к экономическому росту. Лучший тому пример – Грузия, где в какой-то период удалось подавить низовую коррупцию (не коррупцию вообще, фактически там была диктатура в интересах узкого круга привилегированных предпринимателей), что сделало эту страну источником вдохновения молдавских евроромантиков. Но никто из них не задал себе детский вопрос: почему же сотни тысяч грузинских гастарбайтеров сбежали в Россию? Может быть потому, что грузинская экономика разрушена? Может быть, стоило попробовать заниматься реальным производством?

          Когда говорят, что в некоторой стране нет коррупции, то это означает, что нет низовой коррупции – нет коррупции среди полицейских, мелких чиновников и служащих, с которыми сталкивается обыватель. Размеры элитной коррупции бывает даже трудно оценить. Антикоррупционное агентство Евросоюза OLAF определило ущерб от коррупции в 323 миллиарда евро в год (это примерно двести бюджетов Молдавии), но надо понимать, что коррупция на самом верху в такие доклады не попадает. А коррупция в США, Японии ничуть не ниже европейской.  

          Некоторые думают, что постсоветские государства не любят борьбу с коррупцией. Неправда – любят и умело практикуют. Недавняя неудача антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) произошла не оттого, что олигархический режим не хочет бороться с коррупцией, а оттого что НАБУ – внешний орган, созданный американцами для контроля над туземцами, а туземцам хотелось бы вести борьбу с коррупцией в своих собственных интересах. Борьба с коррупцией – всего лишь ещё один способ борьбы за власть, и ничуть не хуже, чем борьба за демократию и права человека.

          Хорошо, но какую же экономическую модель сегодня предлагают Молдавии адепты «европейского вектора» и партнёры по развитию неразвитых?  Следование «европейским ценностям», проведение «подлинных реформ» и в неопределённой перспективе вступление в Евросоюз. Образцом подражания являются «балтийские тигры» – республики Прибалтики, вступившие в Евросоюз ещё в далёком  2004 году. Нельзя назвать это экономической моделью в полном смысле слова, но ничего другого пока никто не предлагает.

          И что же мы видим в балтийнских странах? Сегодня в трёх республиках (в сумме) по официальным данным осталось меньше 6 миллионов населения (в реальности ещё меньше, часть мигрантов не учитывается), уезжают люди репродуктивного возраста, самые активные и квалифицированные. Любой грамотный экономист скажет, что на фоне депопуляции экономический рост невозможен. Деградирует производство, образование, культура, пустыми стоят города, заброшенными хутора. Достаточно сказать, что в сравнительно благополучной Эстонии осталось не более 0,8 миллиона «этнических» эстонцев. Простите, это и есть наше далёкое светлое будущее? Мы действительно этого хотим?

          «Европейский вектор» – это метафора, но где же экономическая модель, которую мы собираемся воплощать, в чём состоит программа роста? Чего вообще мы ждём – придёт Евросоюз и построит нам новые заводы и университеты?

          Надежда на то, что мы бездумно скопируем европейское законодательство и будем жить как европейцы, до боли похожа на карго культ аборигенов Океании, вырезающих из пальмы макеты самолётов и ожидающих даров небесных. А говорящие головы на наших телеканалах – жрецы этого культа.

 

Despre autor

Олег Краснов

Олег Краснов – кишинёвский журналист, прозаик, переводчик с румынского, по образованию математик, работал лаборантом, дворником, санитаром, тренером, редактором.
Победитель международного конкурса "Литературная Вена" в 2012 году в номинации "проза". Лауреат премии Ассоциации русскоязычных журналистов за 2012 год. Дипломант международного конкурса "Музыка перевода" 2012 год.

Lasa un comentariu