ATITUDINI DIALOGURI RECENTE SOCIAL

Понедельник-пятница, пятница-понедельник

[label shape=”” type=””] Elena Pahomova [/label]

Pentru varianta română a articolului, accesează acest link.

Дежавю. Каждую пятницу я проезжаю 71 км 600 м. Это расстояние от тираспольской заправки, конечно же «шерифовской», до моего дома. Возвращаюсь в Кишинев к семье, близким. В Тирасполе работаю, в Кишиневе живу.

Если бы год назад мне сказали, что буду в Тирасполе, покрутила бы пальцем у виска. Я? Из дома? В другой город?

Но спустя полгода после своего первого визита на Первый Приднестровский канал с удивлением обнаружила саму себя в кабинете, где уже бывала, передо мной висела акварель, которая так понравилась мне летом 2013-ого. Какое-то скомканное сюрреалистичное дежавю. Не обо мне и не со мной. И все же все это произошло.

Свой среди чужих, чужой среди своих. Я привыкла быть инородным телом, и при этом вполне даже сносно себя ощущать во вроде бы химическо-физически другой среде. После окончания русской школы поступила в группу с румынским языком обучения. Просто не было групп с русским. А учиться хотелось именно там. Потому год после школы зубрила язык, то, что не смогли должным образом преподать за 10 лет.

Испытанием стал выбор меня в качестве программного директора человеком, которому я безмерно благодарна, создателем Publika TV Серджиу Тоадером. Он удивил многих (Шутка ли? Русскую назначили румыны. Кстати, скажу вам, что в знании русской литературы некоторые из моих румынских коллег могут посостязаться с нашими книгочеями. И одержат победу). Но еще больше он поразил меня. Это теперь я знаю и понимаю как сложился этот пазл. Стечение обстоятельств, ситуаций, фраз, идей, мультикультурализм и прочее. Конечно, вызывающая «русскость» моей фамилии заставляла скрежетать зубами многих. А нападки? Так они были как со стороны как крайне левых, так и крайне правых. И те, и другие постоянно всегда находили что заклеймить: проекты, подбор гостей и прочее. Но, как говорит один умный человек, женой которого я являюсь: если на тебя нападают и слева, и справа, значит, ты точно посередине.

Приглашение. Поэтому я спокойно отнеслась к ажиотажу по поводу моего решения принять предложение о работе в Тирасполе. Люди, которым всецело доверяю и прислушиваюсь к их мнению, придерживались кардинально разных точек зрения: да, едь – нет, ни за что.

Поехала. Потому что это было безумно интересно, захватывающе и опять же словно не со мной. Кроме того, в Кишиневе работа меня уже не держала. Наше расставание с Publika TV напоминало анекдот о паре, которая давно не исполняет супружеский долг: он не хочет, а мне и не надо. Телеканалу не нужны были ни программы, ни программный директор. Ну и мне претила хаотичная и непродуманная оптимизация. Ушли те лоск и класс, которые так притягивали меня первые годы.

Работа. Сложно ли мне в Тирасполе? Очень. Я оказалась одна. Авторитет, знакомства и заслуги остались там, в родном городе. Пришлось начинать практически с нуля. С собой был только опыт.

Всего рассказывать не буду. Скажу лишь, что каждое 4 число месяца я, как Робинзон Крузо, делаю засечку. Получилось. Еще один. Понимание, что коллектив принял, пришло уже после первой засечки. Я благодарна ребятам не только за работу (тут нам всем еще учиться и учиться). Они и слезы мои утирали, и следили, чтобы я поела (увлекаясь, имею обыкновение забывать это делать), и проверяли выпила ли витамины, и помогали обживаться. Заботятся, а это очень важно. Можно научить быть профессионалом, а Человеком – нет. Тут уж как есть.

Ребята с большим потенциалом, хватающие налету, со своими идеями и желанием работать. Главное, чтобы не разъехались. Здесь та же проблема, что и везде. Самых толковых перехватывают, переманивают, сами уезжают.

Детали. Первым делом пришлось надеть обручальное кольцо. Не могла понять сочувствующие взгляды. Дошло после горестного за моей спиной: «Разведенка». Вторым открытием стала плата за кульки в магазине. С одной стороны непривычно, с другой честнее. Их не вносят в стоимость товара. Теперь у меня при себе всегда такая привычная в Европе компактная хозяйственная сумка. Удивляют отключаемые рано, совсем рано, светофоры. Еще в Тирасполе легко можно найти место для парковки. И как-то непривычно то, что на дорогу в пределах города уходит не больше 10 минут… в любую сторону и т.д. и т.п.

Точки на карте. Было это в начале апреля, после моей четвертой засечки. Я поняла, что если Тирасполь и не Мой, то понятный. Город принял меня. Мне нравится аптека на пересечении 25 Октября и бульвара Гагарина. Каждый раз, объезжая светофоры (не понимаю, зачем я это делаю, потому что «пробок» в городе категорически не бывает), пытаюсь проехать мимо кирпичного дома начала 20 века или еще одного здания по Луначарского, в котором продаются музыкальные инструменты и книги.

Когнитивный диссонанс, прости, Господи. Есть опыт, за который ты и сам мог бы доплатить (лишь бы начальство не прочитало))). Мне представилась уникальная возможность войти в воду. На берегу не научишься плавать. Так и мы, больше знаем о том, что происходит в Киеве, Москве, Бухаресте. Спроси у кишиневца: какие они, приднестровцы? И наоборот. И столько уже удивительного для меня услышишь. У меня ломка стереотипов.

Не буду говорить: мне нравится – не нравится. Меня пригласили в монастырь. А в нем свои правила. Скажем так, я их уважаю и изучаю, потому что я здесь – гость.

Но точно так же при общении со мной ломаются стереотипы у приднестровцев. Оказывается, есть кишиневцы, которые способны слушать, совместно работать. Некоторые из нас тоже слышали в свой адрес «Чемодан, вокзал и географическое направление», и нам это точно так же не нравится. И нет единого мнения какой быть Молдове. Она намного пестрее, чем это кажется. Об этом я говорю в Тирасполе. В Кишиневе, а бываю я там каждую неделю, рассказываю о том, что же такое Приднестровье. Так и живу пока от понедельника до пятницы, от пятницы до понедельника.

Вот несколько заблуждений о жизни в Приднестровье.

  • Там легко получить российское гражданство. Рядом с нашей телекомпанией, дверь в дверь, находится консульский пункт российского посольства. Очереди такие же, как в Кишиневе. Как-то встретила женщину, которая записалась на прием об обмене паспорта в декабре на начало апреля. Миф? Миф. Кстати, общеизвестно, что молдавское гражданство получить весьма просто. Но не спешат. Поэтому соотношение граждан разных стран – это выбор самих жителей.
  • Приднестровье – это территория. Нет. Приднестровье – это, прежде всего, люди. И не «понаехавшие». Они живут там столетиями.

Если не войти в воду, то никогда не научишься плавать.

Источник изображения: Europa Liberă.

Despre autor

Elena Pahomova

Elena Pahomova, jurnalistă. Activează în televiziune din 1998. A lucrat anterior la posturile NIT, ORT-Moldova, TV 7, Publika TV. Din decembrie 2013 este redactor principal al postului de televiziune „Primul Transnistrean/Первый Приднестровский” din Tiraspol.

Елена Пахомова, журналист. На телевидении с 1998 года. Работала на таких кишиневских телеканалах как НИТ, ОРТ в Молдове, ТВ-7, Publika TV. С декабря 2013 года является главным редактором Первого Приднестровского телеканала в Тирасполе.

6 Comentarii

  • С удовольствием прочитал. Уже четыре года как живу в Кишиневе, хотя сам из Тирасполя. И Вы так красиво и необычно описали, что захотелось вернуться.
    По поводу пакетов „улыбнули”. В Кишиневе в Унимаркете тоже платишь за пакеты! Так что не только в Тирасполе такое.
    В Тирасполе очень хорошо и спокойно на дорогах. Пробок нет. Даже ехать не пристегиваясь можно 🙂

  • Am o simpatie fata de autoarea textului si nu doar pentru profesionismul si inteligenta care au evidentiat-o pe timpul cind lucra la Publica. Dar totusi nu am inteles bine ”кто они, приднестровцы?”. Stiu ca sunt oameni care au nimerit intr-un context creat de altii. Cred ca inteleg putin și contextul. Dar prin ce si cu ce se identifica ca si приднестровцы nu prea imi dau seama.
    Nu pun la indoiala sinceritatea si calitatile oamenilor de acolo atunci cind comunic cu ei – oameni ca oamenii. Dar cind vine vorba de relatia lor cu приднестровье, nu am raspunsuri clare.
    Sa fie doar inertia gindului meu?

  • это не исследование, а собственные ощущения

  • @Iurie, am vrea pe viitor sa avem mai multe texte scrise de oameni din Transnistria sau care au contact frecvent cu Transnistria….
    Elena a spart o gheata imensa (fapt pentru care ii multumesc si aici, inca o data, si sper ca va continua acest mini-serial, pentru ca el include bucati mari si despre noi, moldovenii – mai ales in partea cu ostracizarea de dupa plecarea ei la Tiraspol).

  • Vitalie, tu imi demonstrezi mie ca este important sa existe asa relatari,mai eles de la oameni cu inteligenta ca a Dnei Pahomova?! 🙂 Nu o sa-ti reusesca 🙂

Lasa un comentariu